Яндекс.Метрика

Сказать жизни «ДА» или Стереотипы поведения в нашей жизни и методы работы с ними

Стереотип поведения — эмоциональное и поведенческое реагирование в похожих ситуациях однотипным способом.

Каждый раз, впервые в своей жизни попадая в какую-то новую ситуацию, мы определенным образом ее воспринимаем. Мы что-то видим, слышим, обоняем, осязаем… (Дальше мы будем называть это качествами восприятия.) Наш мозг получает от органов восприятия определенную комбинацию сигналов, и мы можем возникшую ситуацию описать словами.

Мы чувствуем какие-то телесные ощущения, (например, спазм в горле или в животе, распирание или сжатие в груди), и связанные с ситуацией эмоции: гнев, испуг, радость, огорчение… У нас учащается или замедляется пульс, изменяется дыхание…
Где-то в уме ощущения и чувства как-то оцениваются нами. Они могут быть более или менее приятными или не приятными для нас. В зависимости от этого, мы выбираем: остаться подольше в данной ситуации, или сделать что-нибудь, чтобы она поскорее закончилась. И соответственно поступаем: замираем или становимся активны, проявляем дружелюбие или деремся, убегаем или прячемся.
То есть, встретившись с чем-то или кем-то впервые в своей жизни, мы вырабатываем на основании своих чувств и ощущений какое-то отношение к тому, с чем встретились, и определенным образом реагируем на сложившуюся ситуацию.
Наша реакция приводит к достижению определенного результата. Он может быть для нас более или менее удачным, вызвать более или менее приятные чувства и ощущения, но если Вы читаете эти строки, значит, Ваша реакция, независимо от ее удачности, выполнила свою главную функцию – позволила Вам выжить.
Наш ум всю информацию о ситуации, начиная с ее описания, и заканчивая чувствами, которые мы испытали после реакции на нее, связывает в единое целое и тщательно запоминает. Как бы «записывает» на отдельную страницу книги нашей жизни.
Иными словами, каждый раз, в ответ на любое ситуационное воздействие, наше сознание формирует некую «матрицу».
Через некоторое время пережитая ситуация нами «забывается», сформировавшаяся матрица перемещается в подсознание. Там она мирно хранится, как бы «спит», ничем не напоминая о своем существовании, пока мы не попадем в ситуацию, в чем-то аналогичную той, информация о которой уже хранится в подсознании в своеобразном «банке данных».
Каждую секунду наше сознание воспринимает окружающую нас реальность неким набором качеств восприятия, то есть сигналов, поступающих от разных органов чувств. Наш ум постоянно, и часто незаметно для нас, занимается тем, что автоматически анализирует, сопоставляет и классифицирует поступающую информацию. То есть, он сравнивает полученные в текущей ситуации сигналы с теми комбинациями, которые уже содержатся в нашем «банке данных», в книге, которая пишется каждую секунду нашего бытия. Некий механизм нашего сознания, отвечающий за выживание, работает таким образом, что если некоторое количество качеств восприятия совпадает, ситуация опознается, как уже знакомая и соответствующая матрица приходит в активное состояние. Чем большее количество качеств восприятия текущей ситуации совпадает с набором, содержащимся в матрице, тем сильнее она активизируется.
Далее производится оценка, насколько данная ситуация опасна или не опасна для нас (приносит она нам боль или удовольствие). Причем, чем более опасной или приятной (в том числе и эмоционально) будет признана ситуация, записанная в матрице, тем меньшее количество совпавших сигналов (качеств восприятия) потребуется для опознания новой ситуации как уже встречавшейся и «запуска» матричного поведения. И тем сильнее, пробудившись, «кричит» матрица: «Поступай, как в прошлый раз, и ты выживешь»…
При этом наличие некоторого количества несовпадающих качеств восприятия игнорируется. Чем опасней ситуация, тем большее количество различий между имеющимся набором в «базе данных» и вновь поступившими сигналами будет проигнорировано.
Таким образом, между настоящей и прошлой ситуацией как бы ставится знак равенства. Предполагается, что поведение, которое уже записано в матрице и привело нас к выживанию в похожей ситуации в прошлый раз, спасет нас и сегодня.
Итак, матрица, содержащая соответствующий набор качеств восприятия, активизируется, «просыпается», и жизненный опыт, содержащийся в ней, становится доступным для повторного использования. Затем немедленно следует и реакция, когда-то уже опробованная в похожей ситуации.
Текущая ситуация может содержать качества восприятия, которым есть аналоги в нескольких матрицах сразу, и тогда сразу несколько матриц начнут нам «советовать», как поступить, конфликтуя между собой…
Если продолжать развивать метафору «книги», то можно сказать, что каждая новая, впервые встреченная нами ситуация, это отдельная страница. Она, в зависимости от степени своей новизны, может стать началом новой темы, новой главы в этой книге, а может оказаться приобщенной к уже имеющейся информации на ту же тему, «подшитой» к соответствующей главе. Сознание ребенка, только познающего этот мир и правила выживания, широко и гостеприимно распахнуто всему новому, но с возрастом (обычно это окончание пубертатного периода) возможность образования новых глав заметно снижается, а у некоторых людей этот процесс почти совсем прекращается с переходом в зрелый возраст. Человек в новой ситуации стремится пользоваться уже накопленным жизненным опытом, то есть пытается вписать каждую новую ситуацию в уже имеющиеся в его книге главы.

Итак,
Матрица – это механизм фиксирования жизненного опыта в виде устойчивого комплекса телесных, эмоциональных и поведенческих реакций. Этот комплекс вырабатывается человеком в ответ на воздействие на него внешних факторов.
При попадании индивидуума в условия, сходные с теми, в которых матрица была выработана, она активизируется и служит механизмом выживания.
(Данный термин и описываемая модель были предложены Сергеем Всехсвятскими используются в программе его тренингов.)

Матрица состоит из:
1. Качеств восприятия, т.е. комбинаций сигналов, поступающих по разным каналам восприятия.
2. Чувств, ощущений, изменений в дыхании.
3. Выбора «так», «не так». («Так» — сигнал приятия, «хорошо для выживания», приятно. «Не так» — сигнал отторжения, опасно, плохо.)
4. Конкретного поведения, реализующего соответствующий выбор.
плюсы:
забота о выживании индивида,
хранение информации о мире,
обучение — «запоминание» приобретенных навыков,
экономия энергии и времени при необходимости быстрого реагирования. (При использовании матричного механизма не надо терять время на раздумывание о том, как следует поступить.)
и, одновременно, минусы:
отсутствие свободы в выборе эмоциональной и поведенческой реакций в похожих ситуациях, попадание в зависимость от сформированных нами же структур.
механистичность и предсказуемость реакций и поступков, (так как запоминается и воспроизводится любая реакция, приведшая к выживанию)
возможность искажения восприятия действительности и соответствующая неадекватность поведения,
раздробленность сознания, плохо развитая сеть коммуникаций между отдельными матричными структурами.
постоянная необходимость тратить энергию на поддержание психологической стабильности, связанная с подавлением конфликтов между «спорящими» между собой матрицами.
низкая эффективность жизнедеятельности.
возможность возникновения психосоматических заболеваний.
Матрицы, вне зависимости от их эффективности, могут оцениваться нами как позитивно, так и негативно.
Что нас не устраивает?
Поскольку описанный выше механизм матричной структуры работает автоматически и чаще всего на подсознательном уровне, получается, что не мы осознанно пользуемся предоставленной нам информацией по выживанию, содержащейся в матрице, а она сама, «заботясь» о нашем выживании, диктует нам, как мы должны поступать в той или иной ситуации.
Это приводит к тому, что сформированные нами структуры становятся фактическими хозяевами нашей жизни. Не задумываясь, следуя их советам, мы теряем возможность сделать осознанный выбор стиля и характера поведения и способов решения стоящих перед нами задач. Учитывая удобство пользования матричной структурой, которая автоматически выдает более или менее подходящую для выживания реакцию, и ограниченность количества имеющихся в нашем распоряжении «глав», становится просто сделать предположение, почему наши реакции становятся однообразными и достаточно предсказуемыми. А привычка неосознанно слушать «советы» матриц ведет к тому, что и отношения с другими людьми мы часто строим не осознанно, а находясь в плену у своих сложившихся симпатий и антипатий.
Привычка воспринимать окружающий мир через призму когда-то сделанных выводов и оценок, неосознанное использование матричного способа реагирования мешает нам брать ответственность за все, что с нами происходит на себя, и быть свободными в своих проявлениях.
Наше сознание устроено таким образом, что воспринимает любую ситуацию, в которой мы оказываемся, некой комбинацией качеств восприятия, то есть сигналов, поступающих от органов чувств. Оно постоянно занимается тем, что анализирует, сопоставляет и классифицирует получаемую информацию. То есть, оно сравнивает полученные в текущей ситуации сигналы с теми комбинациями, которые уже содержатся в «базе данных». Об этом мы уже говорили. Для обеспечения нашей сохранности как индивида абсолютно несущественно, насколько эта реакция будет эффективна сейчас, главное в том, что именно она когда-то обеспечила наше выживание. Понятно, что чем большее количество несовпадающих качеств восприятия, (содержащихся в матрице, но не присутствующих в текущей ситуации), было проигнорировано, тем менее адекватной может быть и эта реакция.
Матрица жестко диктует: поступай так же, как в прошлый раз, и ты выживешь. Подчинившись ее диктату, который вызван заботой о нашем выживании, мы как бы подтверждаем применимость данной реакции и в новой ситуации. Подтверждаем пригодность, необходимость и важность этой матричной структуры, ведь мы же в результате выжили. Каждый раз, попадая в похожие ситуации и неосознанно реагируя на них так, как нам подсказывала матрица, мы позволяем ей становиться все сильнее, и в следующий раз еще жестче командовать нами.
Между прошлой и настоящей ситуацией проставляется как бы знак равенства, идет обобщение жизненного опыта, что иногда приводит к грубым примитивным обобщениям на уровне «все мужчины – гады», и «все женщины – стервы».
Таким образом, текущая ситуация, даже будучи вполне безопасной, но из-за совпадения некоторых качеств восприятия отдаленно напоминающая опасную для жизни, может вызвать у нас неадекватные оценку, эмоциональную реакцию и поведение. Вместо того чтобы осознанно строить свои отношения с другими людьми, мы находимся в плену у своих симпатий и антипатий.
Например, если Вашего знакомого очень сильно избила после просьбы дать закурить компания подвыпивших бритоголовых подростков в кожаных куртках, и он после этого долго лежал в больнице, то, скорее всего, выписавшись из больницы и, зайдя в магазин, где продаются кожаные куртки, он испытает чувство безотчетной тревоги.
То же произойдет с ним, когда он услышит вполне невинную просьбу дать закурить. Он может потерять расположение к коротко подстригшемуся приятелю. А если в той компании с подростками были и повизгивающие девушки, и у них играл магнитофон, то и в веселой компании этому бедолаге, скорее всего, еще очень долго не будет уютно.
(У человека с повышенным уровнем тревожности частые переживания такого рода могут нарушить и так довольно шаткое психическое равновесие, вплоть до возникновения психического заболевания. Очень часто осознавание причины возникновения чувства тревоги позволяет понизить общий уровень тревожности у человека и значительно уменьшить опасность возникновения заболевания.)
Другой пример. Если Вы были не в духе и повздорили с соседом, то вполне возможно, что вы запишите его в разряд «невыносимых личностей», и никогда больше не будете с ним общаться. Даже если он обычно бывает очень милым и добрым, Вы вряд ли обратитесь к нему за помощью.
Человеку, желающему чувствовать себя в безопасности, нужно чтобы «на каждый чих был платок заготовлен», то есть иметь подходящие матричные структуры на все случаи жизни. Если ему удается достигнуть этого в какой-то момент его существования, то гарантировать его будущую безопасность можно лишь при условии полного отсутствия перемен.
И хотя жизнь – это бесконечное движение, череда сменяющих друг друга событий и ситуаций, действительное отсутствие изменений означает смерть, можно научиться не замечать перемен, и убедить себя в том, что их нет. Живя неосознанно, не утруждая себя наблюдением и анализом различий между похожими жизненными ситуациями, очень просто свести все свои реакции к уже имеющемуся набору много раз проверенных стереотипов. Ведь у нас есть механизм, позволяющий игнорировать различия.
Если мы тратим свою жизненную энергию на то, чтобы умудряться не замечать происходящих изменений, то наши реакции становятся вполне предсказуемыми и однообразными, а убеждения и оценки категоричными.
Для того чтобы продолжать питать иллюзию собственной безопасности, человек изо всех сил цепляется за себя «вполне предсказуемого», ведь в этом случае он достаточно точно может предположить, как и где он себя будет чувствовать. Подстраховываясь, человек тратит свои силы еще и на то, чтобы контролировать ситуацию, чтобы она оставалась в знакомых рамках, когда он совершенно точно знает, как себя вести. А если что-то выходит за рамки привычного, он просто убедит себя в том, что это не его качество, что на самом деле он не такой. Это не он так поступил, а так случайно получилось. И с нами происходит не что-то новое, а нечто вполне узнаваемое.
Так, отказываясь замечать новое в жизни, люди отказываются вырабатывать и новое поведение. Они отказываемся меняться сами и адекватно воспринимать происходящие вокруг них изменения. То есть они тем самым фактически отказываются и от себя, как бесконечно разнообразных в своих проявлениях существ, и от самой жизни. Говорят Жизни – «нет».
Не желая меняться и учиться жить в настоящей, живой, постоянно меняющейся реальности, человек создает для себя искусственную неизменную псевдореальность. Сам «застывает» в ней, и, стремясь «поделиться» своими «правильными» убеждениями, навязывает их другим людям, «втягивая» их тем самым в свою псевдореальность. Чтобы они, другие, живя по законам этой искусственной реальности, подтверждали этим ее правильность, «правильность» самого автора и правильность его мировоззрения. А значит, в частности, помогали поддерживать иллюзию безопасности.
Нам может быть очень плохо в этой фантомной реальности, но это уже известное нам «плохо». Это «плохо» может быть нескончаемо, зато стабильно, и мы точно знаем, как в этом «плохо» можно выжить, и имеем все необходимые для этого навыки. Радость жизни потихоньку уходит от нас, и мы становимся живыми мертвецами, лошадками, понуро тянущими свой воз из бесконечности в бесконечность…
Так жить тяжело, и поэтому человеку становится очень важно убедить всех окружающих, и, прежде всего самого себя, что у него все хорошо, все, как у всех, или, по крайней мере, не хуже, чем у других.
Имея набор искаженных и застывших убеждений о себе, своем положении, о присущих именно ему неизменных качествах, человеку становится легко и привычно врать самому себе.
Но за все приходится платить. «Страусиная политика» все чаще начинает давать сбои.
Представьте себе, что Вы стоите на одной ноге на подоконнике, но убедили себя в том, что уютно устроились в мягком комфортном кресле. В данной ситуации трудно пойти, на пример, на кухню не причинив при этом себе вреда. Ведь стоящий на подоконнике и сидящий в кресле должны сделать для этого совсем разные телодвижения.
Люди боятся изменений и стремятся их избежать потому, что они (изменения) нарушают их иллюзию стабильности, привычную картину мира, а в меняющемся мире они, отказываясь замечать происходящие изменения, не научились существовать конструктивно.
Итак, страх изменений, желание комфортной стабильности и привычка ориентироваться на уже знакомые ощущения и чувства, оценки и убеждения порождают искаженный образ себя и других.
Все, с чем мы встречаемся, как мы уже говорили, делится нашим сознанием на приятное и неприятное, приносящее удовольствие или боль, угрожающее выживанию или нет. И если человек, боясь изменений, неосознанно выбирает жить в модели «так»-«не так», то ему будет комфортно иметь дело только с хорошо известными ситуациями, он будет делить все на «желаемое» либо «не желаемое», тем самым способствуя формированию у себя реакции влечения, если ситуация желаема, и отвращения, если ее хочется избежать.
Люди автоматически, не задумываясь, стремятся использовать свою жизненную энергию на то, чтобы удержать неизменной как можно дольше желаемую ситуацию или воспроизводить ее в уме или в жизни вновь и вновь для получения удовольствия. И стараются поскорее избавится от нежелательной ситуации и связанных с ней болезненных и неприятных ощущений, или вновь и вновь пытаться избежать ее вовсе. В любом случае, когда людям не удается сделать этого и получить желаемое, они испытывают страдания.
Человек, как любое живое существо, пытается избежать страданий. Когда избежать страданий напрямую становится невозможно, человек, боясь изменений, подавляет свои чувства, вытесняет их под порог сознательного, чем понижает свою чувствительность к эмоциональной и физической боли.
Так как любая боль является сигналом о неблагополучии, то отказ сознательного реагирования на него ведет к отказу от своевременных изменений. Отказ от изменений, в свою очередь, является источником будущих страданий.
На осознанный уровень чувства прежней интенсивности не прорываются сквозь защитный барьер, но они ни куда не исчезают, мы продолжаем их чувствовать на подсознательном уровне. Не реагируя на них должным образом, не меняя своего поведения в изменившейся ситуации, человек сталкивается с продолжающей быть болезненной ситуацией для него вновь и вновь, то есть он страдает все чаще и чаще. Из-за отказа меняться у человека появляется все больше и больше болезненных для него ситуаций, то есть снижаются адаптативные возможности индивидуума. А бесконечные подавляемые эмоциональные страдания ведут к появлению психосоматических заболеваний, то есть ведет к страданию уже на физическом уровне.
В самом желании человека избежать страданий и боли ничего плохого нет, это вполне естественно. Плохо то, что это желание страстное, слишком напряженное, «упрямое». Человеку трудно смириться со своим положением, когда ему, не меняясь при этом самому, не удается получить желаемое. Ему очень сложно перестать упрямо сопротивляться изменениям, противостоять потоку жизни, когда он привык жить именно так, и большая часть его жизненного опыта состоит в борьбе за сохранение иллюзии стабильности, так необходимой ему для поддержания психического равновесия.
Всем бывает иногда больно, и это тоже естественно, но европейцы, как правило, тратят огромное количество своей энергии, чтобы сопротивляться боли даже тогда, когда она уже пришла. В своих попытках не впускать в себя боль на уровне сознания, на самом деле мы просто запираем ее крепко где-нибудь в теле, и тратим силы на удержание ее там. Фактически, не выпускаем ее из тела вместо того, чтобы принять, прожить (занимающиеся дыхательными психотехниками знают выражение «пропустить волной ощущений по телу») и отпустить ее, тем самым не давая возможности развиться психосоматическим заболеваниям.
Боль, между тем, чаще всего является лишь сигналом об отсутствии навыков конструктивного взаимодействия с данной интенсивностью или качеством энергии, а не реально существующей опасностью. И вместо того, чтобы обучаться конструктивному взаимодействию с изменениями (т.е. выбрать меняться и сказать жизни «да», ) и вырабатывать новые необходимые навыки, в том числе и умение работать с болью, люди чаще всего тратят свои силы на то, чтобы не меняться (застыть в неизменности, говоря жизни — «нет»). Соответственно, наступает такой момент, когда становится больше невозможным сопротивление, на него просто не хватает сил, ведь поток жизни неизмеримо сильнее, и… боль настигает нас и захлестывает. Вынырнув, мы ужаснемся пережитому, и, скорее всего, вновь по привычке сделаем выбор сопротивляться боли, да и другим «неправильным чувствам», травмирующим нас, стараясь не впускать их в нашу жизнь, пока это будет возможно. Многие люди искренне верят, что именно «плохие» чувства, которые, не желая того, люди все равно испытывают, виноваты во всем плохом, что с ними происходит. Что именно «неправильные» чувства являются источником всех человеческих бед и поэтому их надо подавлять.
Получается, что многие из нас живут в замкнутом круге, к которому человека приводит ряд неосознанно сделанных им выборов: ( Смотри схему в приложении.) Желание выжить формирует потребность в безопасности. Дальше, на основании оценки первого жизненного опыта, полученного индивидуумом во время его появления на свет, делается выбор, как человек будет относиться к феномену изменений. (Впоследствии, во время воспитания, он либо подтверждается, либо нивелируется.) Вот здесь начинается вилка: – либо выбор «жить», меняться, через обучение следовать за изменениями, согласовывать свое движение с потоком вечно меняющейся жизни – (модель «так» и «тоже так»). И как следствие – достижение человеком ощущения безопасности за счет формирования чувства устойчивости и уверенности в себе, адекватной самооценки. Либо выбор «жизни – нет», сделанный на основании вывода, что любые изменения опасны для жизни (выживания), – страх изменений, желание сохранить иллюзию безопасности за счет отказа меняться и формирование индивидуумом стремления избежать любых изменений. То есть, сопротивление потоку жизни, деление на «желаемое» и «не желаемое», склонность к отказу осознанно воспринимать все свои чувства и ощущения, в том числе и боль. (Модель «так»-«не так».)
Другими словами, человек, не имеющий навыков конструктивного взаимодействия с изменениями, боится перемен и сопротивляется им. Упрямый отказ меняться влечет за собой повышение интенсивности воздействия на него потока жизни, так как многие ситуации остались не отреагированы должным образом, а чувства подавленными. Нерешенные ситуации и непрожитые чувства накапливаются, повышается интенсивность их воздействия на человека, и неизбежный контакт с ними человек ощущает уже как боль.
Боли вновь оказывается сопротивление, и она подавляется, пока хватает сил. Круг замыкается, если, конечно не разорвать его.
Итак, у человека, неосознанно воспринимающего изменения опасными для жизни, стремление к выживанию приводит к страстному и напряженному желанию избежать боли, что способствует возникновению механизма жесткого деления мира на «так» и «не так» и формированию реакции влечения и отвращения. А это, в свою очередь, ведет к постоянному страданию.
Осознав работу матричного механизма, мы сможем попытаться изменить данную ситуацию.
Не имея необходимых конструктивных навыков работы с собой, очень просто обвинить во всех несчастьях, происходящих с нами, саму модель «так»-«не так», и как следствие, дуальность нашего мировосприятия. То, что мы все оцениваем, делим на хорошее и плохое. Сказать, что это она во всем виновата, и принять решение волевым актом избавиться от дуальности, как от корня всего зла. Приказать себе все принять, как равно приятное и начать быстренько радоваться боли. То есть воспользоваться вновь хорошо знакомым методом подавления. Меняя только в уме модель мировосприятия, многого не добьешься.
Дуальность и оценочность, как реальность нашего существования, здесь совсем ни при чем. Дуальность, как разделение, и оценка, как описание, – естественные процессы человеческого познающего ума. Разделение как различение и разделение как противопоставление (сопротивление, напряжение) это разные вещи.
Проблемой являются не дуальность восприятия, и не матричное функционирование ума, а сформированные и поддерживаемые нами реакции влечения и отвращения. Страх изменений, привычное сопротивление всему новому, телесная и эмоциональная напряженность, связанная с нежеланием чувствовать боль – вот проблема. Не само по себе присутствие в нашей жизни желаний, а, скорее, их страстность, напряженность, рождающие категоричность оценок и суждений – вот проблема.
Именно этот, ставший уже привычкой, упорный отказ воспринимать изменения, да и саму жизнь такой, какова она есть, питание иллюзий по поводу абсолютной истинности принятых оценок и нашего мировосприятия заставляют человека жить в модели «так» — «не так», модели влечения и отвращения…
Надо всего лишь признать за болью право на существование и научиться принимать ее как одно из естественных, уважаемых, но вряд ли любимых проявлений жизни. Радоваться тому, что больно, вовсе не обязательно. Нужно просто снять напряжение по поводу нежелания чувствовать боль, научиться конструктивному взаимодействию с ней, убедиться в том, что чаще всего не так уж она страшна и опасна на самом деле. И если не удалось ее избежать, не страдать хотя бы по этому поводу. Практика показывает, что это серьезная задача.
Для того чтобы успешно выживать, людям нужно иметь достаточно четкое представление о том мире, в котором волею судеб они оказались.
И наше сознание каждое мгновенье воспринимает и дробит целостный поток реальности на огромное количество мгновенных фиксируемых умом «картинок», дабы исследовать, оценивать и запоминать их. Если человек не научится осознавать этот процесс, то не построит правильных связей между этими отдельными картинками, и не будет знать, как они взаимодействуют. Не примет во внимание, что то, что он думает о реальности, и то, как он ее себе представляет, самой реальностью вовсе не является. Ведь сама реальность неизмеримо больше того, что мы себе можем представить и узнать о ней, и вычлененные картинки всегда будут «меньше» оригинала… Понимание этого поможет нам внимательно наблюдать за изменениями реальности и вовремя вносить коррективы в свою личную картину мира.
Человек, питающий иллюзии по поводу того, что он абсолютно точно знает все; знает, что, как и почему происходит, приходит к тому, что принимает картинки за реальность, а это, в свою очередь, ведет к жесткости, категоричности и ошибочности суждений.
Забыв о том, что наше представление о реальности самой реальностью не является, имея матричную структуру сознания, мы превратим живую реальность в набор застывших, только приблизительно напоминающих оригинал, разрозненных ее изображений.
Нарушение целостного восприятия мира, в комплексе с отсутствием осознания того, как формируются и работают матрицы, и, как следствие, восприятие каждой ситуации как отдельной структуры, мешает простроить связи между матрицами, что приводит и к раздробленности сознания.
Плохо налаженные коммуникации между матрицами и свойство недоступности для нашего сознания информации, хранящейся в не активированной матричной структуре, ведут к тому, что у нас нет знания, где, в какой матрице лежит нужный нам в данный момент навык. Это часто и не дает нам пользоваться всем нашим жизненным опытом тогда, когда в этом возникает настоятельная необходимость.
Это происходит потому, что каждая активизированная матрица «кричит»: «слушай меня, я знаю, что нужно делать, ты всегда слушался меня, и выжил», а побеждает та, которая сильнее.
Содержащиеся в любой матрице навыки, позволяющие преодолевать сложности и добиваться своего, становятся доступны только тогда, когда мы попадаем в ситуацию, напоминающую ту, в которой данные навыки вырабатывались. И эти же навыки плохо или совсем не доступны, когда мы находимся в другой ситуации, под воздействием иных матричных структур. Мы можем находиться под воздействием очень сильной, но не оптимальной (из-за проигнорированных несовпадений качеств восприятия) для текущего момента матрицы, и тогда находящиеся в ней навыки могут оказаться почти бесполезными для нас. О наличии же у нас других, более эффективных навыков, содержащихся в других структурах, попав под воздействие какой либо одной матрицы, как-то не вспоминается.
Хорошо выученное дома стихотворение (навык) может оказаться совсем забытым у классной доски под строгим и требовательным взглядом учителя. Мы можем иногда спокойно пропускать мимо ушей неприятные слова, обращенные к нам, или крик рассерженного человека, переводя внимание (навык) на другие предметы или приятные нам мысли, но не можем вспомнить об этом своем умении или воспользоваться им, когда долго не удается заснуть от крутящихся в голове назойливых мыслей.
Отсутствие мобильных коммуникаций, т.е. свободного доступа к накопленной нами информации и навыкам дают нам ситуацию «подслеповатой Мартышки с очками». Когда вроде бы все нужные навыки у нас есть, но что это за навыки, как ими пользоваться, и где они лежат…мы не знаем. Структура нашего матричного сознания напоминает очень мудрую книгу, в которой есть почти вся необходимая нам систематизированная информация, но оглавление потеряно, и страницы лежат в каком-то неведомом нам порядке. Поэтому порой мы и бываем так малоэффективны в решении стоящих перед нами задач, и считаем многие из них неразрешимыми проблемами.
Так как качества восприятия текущей ситуации могут пробуждать к жизни несколько матричных структур одновременно, каждая из них будет навязывать свой вид реакции, вплоть до прямо противоположных. Преодолевая многоголосье «поющих каждая свою песню» матриц, которые озабоченны тем, чтобы мы не пострадали, мы попадаем в ситуацию басни «Лебедь, рак и щука», и тратим энергию на ведение войны с самим собой.
Удовлетворив своим неосознанным выбором одну из матриц, а, не выбрав самостоятельно, как ему действовать именно сейчас, поступая по привычке, человек оказывается «вечно недовольным» собой. Он часто сомневается в правильности сделанного выбора, склонен его менять несколько раз подряд, иногда так и не претворив в жизнь ни одно из своих решений, так, как ему действительно хотелось бы. Все это происходит потому, что все остальные матрицы, также стоящие на страже его интересов, и их советы, остаются проигнорированными, и мы тратим энергию на подавление конфликта между матрицами.
Например, Вы зашли в булочную и там увидели чудесные пирожные, и Вам очень захотелось купить и съесть одно из них. Но, вдруг вспоминаете о том, что собирались экономить и/или то, что решили худеть. Либо планировали поработать в воскресный день, но провалялись в дурном настроении без всякой для себя пользы на диване, хотя любите активный отдых. А на работе Вы не можете заставить свой ум думать о деле, строя планы на выходные…
Изучив механизм функционирования матриц, научившись наблюдать за собой и делать осознанный выбор, уважая при этом все свои потребности, мы можем найти компромиссный вариант.
Например, съесть пирожное, а затем пробежать 5 км. Погасить внутренний саботаж уже принятого решения и с удовольствием поработать в выходной сверхурочно — выделив конкретное время и полностью посвятив себя не омрачаемому мыслями о работе любимому виду отдыха.
Мы сможем принять решение научиться тому, чего мы до сих пор не умели, и сделать это приемлемым для себя способом. То есть, научившись договариваться с самим собой, мы живем с собой в мире, становимся жизнерадостными и деятельными людьми.

Ольга Коношенко.