Многие люди не раз слышали о медитации. Это относится не только к тем, кто интересуется йогой и вопросами самопознания, но и ко всем остальным. Это слово можно услышать из различных телевизионных передач или от друзей и знакомых. Причиной такой популярности медитации является жизненная необходимость. Сегодня люди находятся в условиях постоянного стресса. Темп жизни постоянно ускоряется. Увеличивается объём поступающей информации, жизнь усложняется. Медитация – это естественный метод возвращения к состоянию гармонии и спокойствия, который был известен ещё в древности. Чтобы достичь состояния гармонии, очень важно знать, как правильно дышать при медитации.

Что такое медитация, польза медитации

Чтобы понять, что такое медитация, нужно сначала разобраться в природе человека. Нужно понять, как функционирует разум и как он связан с телом и психикой. В человеке можно выделить нескольких составляющих, например, тело, эмоциональную сферу и разум.

медитацияЧто такое физическое тело всем понятно. Согласно йоге психика – это тонкое энергетическое тело. Оно тоже имеет материальную природу, но обладает меньшей плотностью в отличие от физического тела. Можно привести аналогию магнитному полю, которое невидимо для глаза, но воздействует на физические плотные объекты. Разум – это ещё более тонкий конгломерат, он отвечает за мыслительную деятельность. Все эти составляющие объединены между собой сознанием человека. Сознание – это и есть то, что вдыхает жизнь во всю эту биологическую машину. Сознание управляет телом и разумом.

В обычной жизни всё это не осознаётся. Люди очень заняты, разум постоянно наполнен кучей разных мыслей. Сознание людей не осознаёт свою самость, свою истинную природу. В духовных системах самопознания это называется неведением, что и создаёт страдания и беспокойства. Медитация – это тот инструмент, который позволяет избавиться от этого ложного отождествления с телом и разумом. Это высшая ступень многих духовных систем.

Медитация – это процесс сосредоточения внимания на чём-то одном, когда весь поток внимания собирается в одно целое. Объектом сосредоточения может быть что угодно: материальный предмет, мысль, дыхание, какой-то наблюдаемый процесс. В обычном состоянии внимание раздроблено на множество потоков. Человек думает о различных делах, проблемах, желаниях. Его беспокоят какие-то ощущения в теле. И целый поток внимания делится на множество. Там где внимание, там и энергия. Чем больше раздроблено внимание, тем меньше осознанности у человека, тем меньше уровень энергии.

Суть медитации заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на каком-то одном объекте или одной мысли. Тогда все остальные мысли перестают получать подпитку вниманием и начинают ослабевать. Затем они угасают совсем и перестают беспокоить человека. Когда сосредоточение достигает максимальной интенсивности, практикующий ощущает внутреннюю наполненность энергией, спокойствие и блаженство. Его внимание перенаправляется от внешних объектов на внутренний источник жизни и бытия. Медитирующий начинает осознавать свою истинную природу, свой внутренний источник счастья.

До практики медитации в разуме у человека могло быть множество различных беспокоящих мыслей. Человек направлял всё своё внимание на какую-то проблему или то, что ему не нравится. Вся его энергии утекала таким образом. Энергия следовала за вниманием. В результате медитации практикующий “вытаскивает” своё внимание и энергию из этих процессов, сохраняет их и остаётся полон сил. Его разум становится более ясным и “лёгким”.

В духовных системах самопознания такое состояние ясности и лёгкости – это лишь промежуточная ступень. Конечная цель медитации – состояние за пределами разума и логики. Его невозможно выразить словами. Люди, пережившие это состояние, говорят, что можно лишь дать приближённое представление о нём.

Медитация в индуистской традиции делится на несколько ступеней:

• Пратьяхара – отключение внимания от органов чувств и от внутренних мыслительных процессов;
• Дхарана – сосредоточение разума;
• Дхьяна – само состояние медитации.

Последняя ступень – самадхи, это уже состояние за пределами медитации, высшая ступень.

Как видно из классификации ступеней, сосредоточение предшествует медитации. Это означает, что медитация не может быть сгенерирована принуждением. Она возникает спонтанно, как проявление естественного состояния разума. Невозможно одним лишь усилием воли вызвать медитацию. При таком подходе может наоборот возникнуть обратный эффект. Разум может стать ещё более возбуждённым и беспокойным.

Правильный подход заключается в том, чтобы совмещать два подхода сосредоточения.
Один подход — произвольное сосредоточение. Второй подход – непроизвольное сосредоточение.
В первом случае практик усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-то объекте или на дыхании.
Во втором случае практик позволяет своему разуму созерцать, то, что его привлекает. Например, это может быть красивый закат. Или может быть ощущение приятного вкуса или запаха.

Каждый подход работает только ограниченное количество времени. И потом разум теряет сосредоточение, устаёт. Поэтому нужно сочетать два этих метода. Например, какое-то время созерцать пейзаж пока нравится, а потом стараться усилием воли сосредоточиться на нём, когда надоест созерцать. Через какое-то время разум начнёт самопроизвольно входить в состояние потока – состояние медитации. Тогда практикующий не заставляет это происходить своей волей, но и не привязывается к тому, что приятно ли ему или нет. Разум обретает свойство однонаправленного потока внимания.

Когда это происходит, человек сохраняет жизненную силу, которая не расходуется на посторонние процессы, объекты и явления. Практикующий становится более потенциален, более здоров, более жизнерадостен. Повышаются его интеллектуальные способности и эффективность в работе и в отношениях с другими людьми.

Как качество медитации зависит от дыхания

Как уже и было упомянуто выше, существуют различные виды медитаций: на дыхании, на объектах, на различных процессах. Но во всех случаях очень важно понимать, как правильно дышать при медитации. Особенно это важно в техниках наблюдения за дыханием. Дыхание очень тесно связанно с работой разума и с движением жизненной энергии – праны, ци, лунг.

В йоге говорится, что прана и разум – это две стороны одной медали. То есть одно неразрывно связанно с другим. Поэтому если не успокоить дыхание, то и разум будет в состоянии беспокойства. В то же время, когда разум беспокойный, дыхание становится хаотичным. Во всех техниках йоги дыханию уделяется особое внимание, будь то физические упражнения или медитативные техники.
Поэтому всем, желающим достичь каких либо духовных высот, очень важно разобраться, как правильно дышать во время медитации.

Чем более упорядоченное и равномерное дыхание, тем успешнее будет медитация. Спокойное дыхание означает спокойный ум.

Как дышать во время медитации

Техника дыхания при медитации не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы это понять, нужно уделить совсем немного времени на практику. На начальном этапе незнакомые упражнения всегда кажутся трудными или непонятными. Всё новое требует усилий и воли. Но со временем, когда выработается привычка, всё будет получаться естественным образом без усилий.

Техника дыхания при медитации заключается в том, чтобы внимание следовало за дыханием. Поза медитации может быть любой, главное чтобы было удобно. Нужно сосредотачивать всё своё внимание на процессе дыхания и в то же время нужно упорядочить дыхание, успокоить его. Но здесь может быть ловушка. Не нужно чрезмерно стараться контролировать дыхание. Всё должно происходить как можно естественней, без лишних усилий. Задача в том, чтобы отделить себя от процесса дыхания. Должно произойти осознание того, что дыхание само по себе, а сознание отдельно.

Осознающий должен прийти к такому состоянию, когда он как бы со стороны наблюдает за дыханием, не контролируя его. Сначала практикующий полностью сосредоточен на дыхании, отслеживает вдох, паузу и выдох. Внимание постоянно движется вместе с дыханием – то вовнутрь, то наружу. У опытных практиков в какой-то момент происходит остановка дыхания. То есть они вроде бы не задыхаются, жизнь продолжается, но дыхание останавливается, и останавливается разум.
Когда человек спит, он не контролирует дыхание, и оно остаётся спокойным. Также и здесь, задача в том, чтобы дыхание было спокойным и существовало само по себе. В данном случае оно является самым доступным объектом для медитации, так как оно всегда рядом.